История витража

Техника производства цветного стекла была известна уже в древнем Египте, где из него изготавливались различные предметы обихода. В Древней Греции маленькие кусочки разноцветного стекла использовались для создания мозаик, которыми украшали общественные здания и богатые дома горожан. В римской империи стеклянными пластинками декорировались стены, колонны, потолки и полы. Римляне первыми научились изготовлять оконные стекла, позже – в Византии, техника изготовления листового стекла, в том числе и цветного, была усовершенствована.

В ранних христианских храмах (III-IV вв. н.э.) в качестве оконных стекол делались специальные орнаменты из тонко нарезанных кусочков слюды, что придавало помещению особое освещение. Подобного эффекта добивались и на Ближнем Востоке, где вместо слюды использовали кусочки цветного стекла.

Особенно активно витражное искусство развивалось в средние века. В Х веке в Германии началось украшение оконных стекол живописью, а к середине XI века декорирование оконного стекла было уже широко распространено. Известна техника росписи стекла этого времени: с рисунка снимали шаблоны, по которым резали цветное стекло, затем стекла собирали по шаблону, наводили окончательную тушевку и рисунок эмалью бурого цвета, после чего изделие обжигалось. После обжига куски стекла вновь собирали по рисунку и скрепляли путем спаивания специально приготовленными прутками свинца.  

В Средние Века  широко распространены медальонные витражи: украшения окон небольшими медальонами всевозможных форм – круглых, четырехугольных, эллиптических с изображением исторических сюжетов. Кроме того, особое распространение получили витражи с религиозным содержанием, помещаемые в узкие вертикальные окна готических церквей. Таким образом, витражи украсили соборы Лондона и Парижа, Оксфорда и Кракова, Рима и Мюнхена. В XV веке впервые появляются витражи с сюжетами светского содержания.

Из Средних Веков и пришла к нам техника классического паяного витража – небольшие кусочки цветного стекла скрепляются свинцовой или латунной протяжкой n-образного профиля, в результате чего оформляется изображение.

В XVI веке с увеличением палитры красок у художников появляется возможность писать на бесцветном стекле, как на полотне. Эта техника также используется до сих пор. В XVII веке начинается глубокий кризис витражного искусства, в эпоху Просвещения буржуазией уничтожается множество готических витражей. Лишь в XIX веке появляются люди, которые ставят своей целью возрождение утраченных технологий. Новый подход к дизайну как интеграции всех искусств в общую идею гармонии (архитектуры, обоев, стекла, ковров, серебра, мебели - вплоть до одежды и тапочек), вылившийся в стиль Арт-Нуво, послужил причиной небывалого расцвета витражного искусства по обе стороны Атлантического океана.

На фоне экономического подъема в XIX веке в обществе возник интерес к роскоши. Среди компаний, специализировавшихся на производстве дорогих предметов быта, была фирма «Луис К. Тиффани и Ассошиэйтед Артистс», которая предложила новый способ изготовления витражей, впоследствии получивший название «техника Тиффани». Согласно этому способу сборки витража каждый вырезанный кусочек стекла обтачивается по периметру торца и оборачивается тонкой медной лентой так, чтобы ширина ленты немного превышала ширину стекла и ее края можно было загнуть на плоскость стекла. Выложенные, согласно эскизу, стекла, обернутые фольгой, спаиваются оловом по местам загиба ленты, в результате чего получается прочный и легкий оловянный каркас.

Витражи, изготовленные в технике Тиффани, приобретают особую изящность, тем более, что подобный способ позволяет скреплять сколь угодно мелкие кусочки стекла. Другим достоинством техники Тиффани является тот факт, что витражи можно собирать не только в плоскости, но и в объеме, чем сам Тиффани успешно пользовался, создавая плафоны для светильников.

В искусстве ХХ века декоративная и живописная роль витража нашли свое дальнейшее развитие. В начале века витражное искусство особенно популярно, особенно благодаря общему интересу общества к искусству и к красоте. В 50-ые годы становятся популярны работы, которые можно было бы назвать «Ностальгией по средневековью». К концу века появляется новое поколение витражистов: современный витраж стремится связать воедино архитектурные и живописные составляющие.

В Россию витражи пришли сравнительно недавно. На Руси витражное искусство не прижилось, в первую очередь из-за природно-климатических условий. Предтечей русских витражей можно считать слюдяные оконца, которые русские ремесленники изготавливали с конца XVII века. В конце XVII-XVIII веках витражи впервые появились в русских храмах, но, по сути, они представляли собой кальку с польских, где витражи были традиционным украшением костелов.

Начиная с XIX века, витражи стали украшать богатые дворянские и купеческие дома, а на рубеже ХIХ и ХХ витражи появляются и на лестницах доходных домов. Однако следует отметить, что вплоть до начала ХХ века витражи приезжают в Россию из-за границы, преимущественно из Германии. Однако Революция принесла с собой ненависть к роскоши в любых ее проявлениях, многие витражи были разбиты и утеряны.

До Великой Отечественной войны витражи изготовлялись очень редко, лишь в 50-ые годы витражами стали украшать станции метро, позже – крупные павильоны, государственные учреждения. Перемены, произошедшие в российском обществе в конце ХХ века, серьезно повлияли и на художественную жизнь.

 На сегодняшний день витражи являются модным украшением в первую очередь в частных домов, где придают интерьеру несравнимую красоты и изящество.